Пожалуйста, используйте этот идентификатор, чтобы цитировать или ссылаться на этот ресурс: http://dspace.nuph.edu.ua/handle/123456789/19899
Название: Аналіз сучасних організаційно-економічних підходів до функціонування аптечних закладів у Республіці Польща
Другие названия: The analysis of modern organizational and economic approaches to functioning of pharmacies in the Republic of Poland
Анализ современных организационно-экономических подходов к функционированию аптечных учреждений в Республике Польша
Авторы: Панфілова, Г. Л.
Сокуренко, І. А.
Panfilova, H. L.
Sokurenko, I. A.
Панфилова, А. Л.
Сокуренко, И. А.
Ключевые слова: аптека;фармацевтична діяльність;Республіка Польща;система фармацевтичного забезпечення населення;фармацевтичний ринок;pharmacy;pharmaceutical activity;Republic of Poland;system of pharmaceutical supply of the population;pharmaceutical market;фармацевтическая деятельность;Республика Польша;система фармацевтического обеспечения населения;фармацевтический рынок
Дата публикации: 2019
Библиографическое описание: Панфілова, Г. Л. Аналіз сучасних організаційно-економічних підходів до функціонування аптечних закладів у Республіці Польща / Г. Л. Панфілова, І. А. Сокуренко // Соціальна фармація в охороні здоров’я. – 2019. – Т. 5, № 1. – C. 49-60. doi : 10.24959/sphhcj.19.145
Краткий осмотр (реферат): Мета: аналіз сучасних організаційно-економічних підходів до функціонування аптечних закладів у Польщі. Матеріали і методи: дані законодавчо-нормативної бази, що регулює фармацевтичну діяльність у Польщі, а також дані спеціальної літератури; історичний, аналітико-порівняльний, системний, логічний, математико-статистичний методи досліджень. Результати дослідження. На сьогодні система фармацевтичного забезпечення населення у Польщі розвивається у напрямку посилення державного регулювання доступності фармацевтичної допомоги через упровадження механізмів впливу на ціноутворення, реімбурсацію ліків та розвиток аптечної мережі (географічні, демографічні, фінансово-економічні фактори регуляції). У середньому на один аптечний заклад у Польщі припадає 2600-2767 мешканців, що відповідає середньоєвропейським показникам розвитку аптечної мережі. Доведено, що роздрібний сегмент ринку швидко зреагував на упровадження у 2012 р. нових підходів щодо проведення реімбурсації ліків. У 2011 р. його обсяг склав 28,14 млрд злотих, а у 2012 р. він зменшився на 2 млрд злотих (26,5 млрд злотих). Найбільший вплив реформа системи реімбурсації мала на розвиток рецептурного сегменту ринку. Після упровадження законодавчих змін («Apteka dla aptekarza») спостерігалось значне зниження кількості аптечних закладів – із 14838 у грудні 2017 р. до 14419 у жовтні 2018 р. (–2,8 %). У 2018 р. спостерігається суттєве збільшення кількості закритих аптек у сільській місцевості. Так, упродовж липня 2017 р. – липня 2018 р. із 352 закритих закладів 100 припадає на сільську місцевість. Установлено, що у 2018 р. мало місце значне превалювання кількості відкликаних над кількістю отриманих ліцензій на здійснення діяльності на роздрібному фармацевтичному ринку Польщі. Висновки. Проблеми на фармацевтичному ринку Польщі мають вирішуватися з урахуванням підвищення вимог суспільства до ефективності наданої фармацевтичної допомоги, а також соціально-економічного рівня доступності ліків, рекомендованих ВООЗ.
Aim. To analyze modern organizational and economic approaches to functioning of pharmacies in Poland. Materials and methods. The data from the legislative and regulatory framework governing the pharmaceutical activity in Poland, as well as the data from specialized literature were used. The historical, analytical-comparative, system, logical, mathematical and statistical research methods were applied. Results. Currently, the system of pharmaceutical provision of the population in Poland is developing in the direction of strengthening the state regulation of availability of pharmaceutical care through the introduction of mechanisms of influence on pricing, drug reimbursement and development of the pharmacy network (geographical, demographic, financial and economic factors of regulation). On average, one pharmacy institution in Poland is per 2600-2767 inhabitants, and it corresponds to the average European indicators for development of a pharmacy chain. It was proven that the retail segment of the market quickly responded to the introduction of new approaches in the reimbursement of drugs in 2012. In 2011, its volume amounted to 28.14 billion zł, and in 2012 it decreased by 2 billion zł (26.50 billion zł). The greatest impact of the reimbursement system reform is the influence on development of the prescription market segment. After the introduction of legislative changes (“Apteka dla aptekarza”), there was a significant decrease in the number of pharmacies from 14838 at the end of December 2017 to 14419 in October 2018 (-2.8%). In 2018, a significant increase in the number of closed pharmacies in rural areas was observed. Thus, during July 2017 – July 2018 out of 352 closed pharmacies – 100 accounted for the countryside. It was found that in 2018 there was a significant prevalence of the number of the licenses revoked over the licenses obtained for activities at the retail pharmaceutical market in Poland. Conclusions. Problems at the Polish pharmaceutical market must be solved taking into account the increasing demands of society to the effectiveness of pharmaceutical care provided, as well as the socioeconomic level of availability of drugs recommended by the WHO.
Цель: анализ современных организационно-экономических подходов к функционированию аптечных учреждений в Польше. Материалы и методы: данные законодательно-нормативной базы, регулирующей фармацевтическую деятельность в Польше, а также данные специальной литературы; исторический, аналитико-сравнительный, системный, логический, математико-статистический методы исследований. Результаты исследования. В настоящее время система фармацевтического обеспечения населения в Польше развивается в направлении усиления государственного регулирования доступности фармацевтической помощи посредством внедрения механизмов влияния на ценообразование, реимбурсацию лекарств и развитие аптечной сети (географические, демографические, финансово-экономические факторы регуляции). В среднем на одно аптечное учреждение в Польше приходится 2600-2767 жителей, что соответствует среднеевропейским показателям развития аптечной сети. Доказано, что розничный сегмент рынка быстро среагировал на внедрение в 2012 г. новых подходов в проведении реимбурсации лекарств. В 2011 г. его объем составил 28,14 млрд злотых, а в 2012 г. он уменьшился на 2 млрд злотых (26,50 млрд злотых). Наибольшее влияние реформа системы реимбурсации имела на развитие рецептурного сегменте рынка. После внедрения законодательных изменений («Apteka dla aptekarza») наблюдалось значительное снижение количества аптечных учреждений – с 14838 в декабре 2017 г. до 14419 в октябре 2018 г. (-2,8 %). В 2018 г. наблюдается значительное увеличение количества закрытых аптек в сельской местности. Так, на протяжении июля 2017 г. – июля 2018 г. из 352 закрытых заведений 100 приходилось на сельскую местность. Установлено, что в 2018 г. имело место значительное превалирование количества отозванных над количеством полученных лицензий на осуществление деятельности на розничном фармацевтическом рынке Польши. Выводы. Проблемы на фармацевтическом рынке Польши должны решаться с учетом повышения требований общества к эффективности предоставленной фармацевтической помощи, а также социально-экономического уровня доступности лекарств, рекомендованных ВОЗ.
URI (Унифицированный идентификатор ресурса): http://dspace.nuph.edu.ua/handle/123456789/19899
Располагается в коллекциях:Соціальна фармація в охороні здоров'я. Архів статей 2015-2023

Файлы этого ресурса:
Файл Описание РазмерФормат 
49-60.pdf496,75 kBAdobe PDFПросмотреть/Открыть


Все ресурсы в архиве электронных ресурсов защищены авторским правом, все права сохранены.